Едем из Рисана по Черногории: три маршрута от клиента компании «Сел и Поехал»

Педагог из Москвы Татьяна Кужаниязова путешествовала по Монтенегро в июле-августе 2019 года с зятем и двумя детьми. Они жили в Рисане и три раза ездили из него по стране. До этого Татьяна уже была в Черногории дважды, но впервые решилась взять машину напрокат.

Эта история показалась нам интересной и с разрешения автора мы делимся сокращенной версией ее путевых заметок в блоге. (Орфография и пунктуация сохранены.)

Татьяна КужаниязоваТатьяна Кужаниязова

50 лет, педагог, из города Десногорск, Смоленская область, живет в Москве, три раза была в Черногории, но впервые решилась взять авто напрокат

Эта поездка отличалась от предыдущих двух тем,

что мы там были с двумя детьми, одному из которых всего 1 год 2 месяца, и впервые брали машину напрокат, Volkswagen Touran.

Мы жили в Рисане и после недели ленивого отдыха в городе и его окрестностях, решили поездить по тем местам, где раньше не бывали, по следующим маршрутам:

• Рисан — Будва — Свети-Стефан — Цетинье — Ловчен — Котор — Рисан,
  • Рисан — Херцег-Нови — Рисан,
  • Рисан — пляж Плави Горизонти — пляж Жаница — Рисан.

Автомобиль позволил нам посетить многие места и объехать пляжи Бока-Которской бухты.

Этот материал пригодится тем, кто планирует свой отпуск и рассматривает Черногорию, а также тем, кто собирается отдыхать с малышом.

Содержание

Поездка 1. Рисан — Ловчен — Рисан

Поездка Рисан — Ловчен — Рисан

В первый день мы решили добраться до Мавзолея Петра ll Негоша. Хочу сразу сказать, что мавзолей не был самоцелью — мы могли быстро добраться до него по серпантину, который начинается в Которе. Но мы составили более длинный маршрут, чтобы поездить и посмотреть побольше, и чтобы поездка заняла весь день.

поездка до Мавзолея Петра ll Негоша

Сначала поехали в Свети Стефан — ну как же это, быть в Черногории, и не посетить это удивительное место? Да и малышу нашему нужны остановки, ему сложно ехать долго.

Свети Стефан

Затем возвращаемся в сторону Будвы и на кольце выбираем поворот в горы, на Цетине. Этот город является одной из двух столиц Черногории, но по сути, это — старая столица (сейчас столицей является Подгорица), хотя в Цетине до сих пор находится резиденция Президента страны, работает Министерство культуры.

горы в Цетине

Дорогу в Цетине через горы мы выбрали не случайно — с неё открываются потрясающие виды на Будванскую ривьеру.

Цетине показался нам спокойным и уютным. В центре города — пешеходная улочка, очень тенистая. На ней — множество кафе, где вкусно и очень недорого можно пообедать.

улицы в Цетине

Погуляв и пообедав, снова садимся в авто, едем дальше — в мавзолей Негоша. Мы слышали об этом месте много раз, особенно во время морской прогулки. Мавзолей находится на горе Ловчен на высоте 1,657 метров, это вторая по высоте точка Черногории. Поэтому, говорят, отсюда всю страну видно. А в ясную погоду — даже берега Италии можно разглядеть.

гора Ловчен

К мавзолею Петра Негоша ведут 461 ступеней и 80-метровый туннель. Честно скажу — мне было сложно. Еле дошла. С передышками. Но этот подъём того стоит. Наш малыш прошел весь путь сам, но на высоте, как говорится, поймал «горняшку» — по смотровой площадке он не ходил, а бодро ползал на четвереньках.

мавзолей Петра Негоша

Назад наш путь лежит через серпантин на Котор, и мы хотим успеть засветло. Но по дороге есть смотровая площадка, с которой можно увидеть всю Бока Котору. Нам повезло — мы приехали сюда в закатный час.

В завершение хочу сказать, что серпантин к Котору в отличном состоянии, видно, что недавно сделан ремонт дорожного покрытия, достаточная ширина дороги — едьте, не бойтесь.

Поездка 2. Рисан — Херцег-Нови — Рисан

Поездка Рисан — Херцег-Нови — Рисан

Этот небольшой зелёный городок покорил нас ещё в прошлом году, когда мы совершили небольшой круиз по Бока Которе. Планируя эту поездку, мы хотели остановиться здесь, но, к сожалению, на нашу компанию из пяти взрослых и младенца не смогли найти подходящих апартаментов. Но на машине мы обязательно решили съездить в Герцег-Нови и Игало, чтобы провести там весь день, получше узнать, какие там пляжи, посмотреть и погулять подольше.

Но вначале мы решили заехать в горы, полюбоваться видами с высоты.

виды с гор Черногория

Дальше мы едем в Игало — это пригород Герцег-Нови. Два городка сливаются в один, и где граница, понять сложно. Об Игало мы слышали, что здесь песчаный пляж и лечебные грязи, которые можно накопать прямо тут же, на пляже.

Спускаясь с гор по Ядранска магистрала, мы проскочили поворот к центральному пляжу Игало, пришлось ехать дальше, практически самой правой границе пляжа. Стоянка авто тут 2 евро на весь день, но если проехать ещё немного дальше, то можно найти местечко, припарковаться бесплатно.

Игало довольно интересное местечко. Пляж действительно из мелкого нежного белого песка, но… Тут так мелко! Метров сто от берега нужно отойти, чтобы искупаться. Зато выглядит феерично — кажется, что люди ходят по воде. Идея для фотосессии — прийти рано утром, когда народу поменьше, и снять прогулки по водной глади.

Народ действительно мажется этими грязями, многие просто лежат в воде метрах в 20-30 от берега — и в воде, и загорают. Порадовала стоимость лежаков — комплект 5 евро. Правда, лежаки без матрасов.

Игало Черногория

Потом мы пошли в сторону Герцег-Нови по набережной. Тоже отличное местечко! Там уже и глубина в море достаточная, и пляжи более цивилизованные. Очень много прибрежных кафе, которые предлагают комплексный обед, стоимость — от 8 евро. Но народу очень, очень много! В Рисане мы от такого отвыкли. Здесь уже есть такая праздная курортная атмосфера, музыка, праздник, движение.

Рисан Черногория

Потом мы снова сели в авто, чтобы добраться до старого города Герцег-Нови. Дело было уже к вечеру, и поэтому подъем на самый верх старого города был уже закрыт. Но ничего, город очень атмосферный, приятно просто прогуляться по улочкам, по набережной.

Поездка 3. Рисан — пляжи — Рисан

Поездка Рисан — пляжи — Рисан

Пляж Plavi Horizonti удостоен международной награды «Голубой флаг», которая вручается самым красивым, чистым и безопасным для купания пляжам Европы. Располагается он на полуострове Луштица.

Сам пляж находится в лагуне, окружен скалистыми берегами, с которых открываются прекрасные пейзажи. Пляж песчаный, хорошо оборудован — души, кабинки для переодевания, кафе (в котором также предлагается комплексный обед за 8 евро). В центре пляжа — лежаки и зонты, цена 20 евро за комплект, но с краёв достаточно много места, чтобы отдохнуть без лежаков. Но всё-таки нужно что-то иметь — зонт или пляжную палатку — для защиты от солнца.

пляжи Черногории

Оба берега, окружающих пляж, покрыты зеленью. Справа — хвойные растут, воздух свежий, цикады цыкают. Слева больше оливы. Когда у нашего малыша наступило время дневного сна, мы гуляли по тенистым дорожкам этих берегов, а он спал в коляске.

отдых в Черногории

Из минусов:

• Немного грязновато.
  • Цена за лежаки довольно высокая, за те деньги, которые тут собираются за день, можно было бы содержать пляж в большей чистоте. Из-за этой неухоженности, «непричесанности», один из нашей компании окрестил пляж «Милочер для бедных».
  • Во время нашего второго визита сюда в кафе нас умудрились обсчитать на 5 евро, хотя платили картой и по чеку. На терминале высвечивалась правильная сумма, но списали с карты на 5 евро больше. Заметили поздно, уже после того, как уехали. Мелочь, но совершенно неприятно.

Зато стоянка для авто очень большая, всем места хватит. Парковка на день — 3 евро. Если вам захочется уехать и вернуться — второй раз платить не нужно, действует тот же билетик.

Недалеко от Плави Горизонти есть еще одно интересное местечко — Жаница. С Плави Горизонти сюда ведут две дороги. Мы выбрали верхнюю — на карте легко разобраться, и это было нашей ошибкой. Приезжая по ней в Жаницу, просто невозможно подъехать близко к морю. Очень крутой спуск по дороге с односторонним движением заканчивается лестницей. Развернуться тоже негде. Но рядом с этим местом, откуда ехать дальше уже никуда невозможно, живет обаятельный парень Даго. Когда он увидел, что мы проскочили вниз, он выбежал на дорогу, предложит немного сдать назад, подняться к его коттеджу, и запарковаться. Взял 2 евро. Мы были ему безмерно благодарны, так как без него не знаю, чтобы мы делали.

К слову сказать, в следующий раз ехали по нижней дороге, приезжаешь прямо к пляжу, там парковка.

закаты в Черногории

Попали на пляж мы уже вечером, лежаки все были свободны, очень чисто на пляже. Вечером денег за лежаки не берут. В Жанице пляж галечный, поэтому вода прозрачная — нет песка, который даёт муть. Когда-то это была закрытая резиденция Иосифа Броз Тито.

Это также единственное место из тех, где мы бывали, где на пляже платный душ — 50 центов за 30 секунд. Как по мне, так это олицетворение вопиющей жадности.

Днём отсюда ходят катерки в Голубую пещеру. Это — природная достопримечательность Черногории. Катерки ходят только днём, примерно с 13.00 до 15.00 — в это время солнечные лучи падают так, что работает этот эффект синей-синей воды. Стоимость такой прогулки — 10 евро.

Прямо напротив пляжа в Жанице — остров-крепость Мамула — крупнейшее из сохранившихся австрийских оборонительных сооружений в Адриатическом море. А ещё чуть дальше — берега Хорватии.

Дальше мы немного отдохнули, искупались, и двинулись обратно в Рисан.

Текст и фото: Татьяна Кужаниязова

Читайте наше интервью с Татьяной в новой рубрике «Опыт аренды авто». Там она подробнее рассказала:

• почему выбрала Volkswagen Touran,
  • сколько потратила на автомобиль и прочие расходы,
  • с какими трудностями столкнулась в пути
  • и как сэкономить в путешествиях по Черногории.